РПЦ, учреждена в марте 1682 г. В 1682-1731 гг. Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. Архангельская и Мурманская. В к. 1995 из состава Архангельской епархии выделены Мурманская и Сыктывкарская епархии. С 1995 г. Архангельская епархия имеет наименование - А. и Х. е. До дек. 2011 г. территория - в границах Архангельской области и Ненецкого АО, кафедральный город - Архангельск, кафедральный собор - во имя пророка Илии. Епархия делилась на 4 благочиннических округа: Северо-Архангельский (Приморский, Лешуконский, Пинежский, Виноградовский р-ны Архангельской обл., Ненецкий АО), Котласский (Котласский, Вилегодский, Ленский, Красноборский, Верхнетоемский р-ны), Вельский (Вельский, Коношский, Устьянский, Шенкурский, Няндомский р-ны) и Плесецкий (Плесецкий, Каргопольский р-ны). Правящий архиерей - митр. Даниил (Доровских). К 1 февр. 2001 г. в А. и Х. е. существовало 93 прихода (27 городских, 66 сельских), 52 храма, 4 мон-ря (3 муж., 1 жен.), в клире епархии состояли 80 священников и 26 диаконов.
27 дек. 2011 г. А. и Х. е. включена в состав Архангельской митрополии; из состава Архангельской епархии выделены Котласская (в административных границах Вельского, Верхнетотемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского, Шенкурского р-нов) и Нарьян-Марская (в границах Ненецкого АО, Лкшуконского и Мезенского р-нов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) епархии. Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. из состава епархии выделена Плесецкая епархия. Новая епархия образована в границах Каргопольского, Онежского, Виноградовского, Плесецкого р-нов и ЗАТО "Мирный".
Начало распространения христианства в Подвинье относится ко времени вхождения его в Новгородскую землю, что произошло не позднее кон. XI - нач. XII в. По уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1136 г. Заволочье платило десятину Новгородской кафедре. Большая роль в христ. просвещении края принадлежала архангельскому во имя архангела Михаила и корельскому во имя святителя Николая Чудотворца мон-рям (основаны в кон. XIV-XV в.). Во 2-й пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. Архангельск (Нов. Холмогоры) вошли в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) область, в 1674 г. эти территории вновь присоединились к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре.
Проект образования епархии на Севере России был утвержден на Большом Соборе 1666-1667 гг., постановлением Собора 1681-1682 гг. была учреждена Холмогорская и Важская епархия, в состав к-рой вошла северо-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги по рекам Колва и Уса, в т. ч. города Холмогоры (кафедральный) и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьянскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским Елеазаровым скитом. Образование А. и Х. е. было обусловлено, в частности, необходимостью усиления борьбы со старообрядчеством, широко распространившимся на поморских и подвинских землях.
В 1762 г. кафедра и учреждения епархиального управления были переведены в Архангельск. По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий 3-го класса. 15 марта 1787 г. Архангельская епархия была объединена с Олонецкой, территория епархии включала в себя Архангельскую и Олонецкую губернии с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний. В 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий уезды Архангельской губ. отошли к Новгородской кафедре (находились под управлением викарного Старорусского епископа), Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом. По штатам 1799 г. А. и Х. е. была 9-й среди 20 епархий 3-го класса, в 1888 г.- 11-й среди 29 3-классных епархий. В 1832 г. епархия была разделена на 30 благочиннических округов. В связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Карелии было учреждено Кемское вик-ство, 26 авг. 1910 г. во епископа Кемского был хиротонисан архим. Варсонофий (Вихвелин), настоятель Артемиева Веркольского мон-ря. Под его управление были переданы приходы и мон-ри Пинежского у. С 14 февр. 1913 г. карельские приходы 2-го благочиния Кемского у. А. и Х. е. находились в подчинении Сердобольского вик-ства Финляндской епархии, а викарий А. и Х. е. получил титул «Пинежский» (см. Пинежское вик-ство).
В кон. XVII в. на территории епархии находилось ок. 218 храмов; в 1764 г.- 261; в 1850-м - 419, из них: 1 кафедральный и 8 городских соборов, 14 монастырских и 222 приходские церкви, 1 ружная церковь, 1 церковь при казенных заведениях, 14 кладбищенских, 166 упраздненных и приписных храмов, 251 часовня и молельный дом; в 1912 г.- 698, из них: 15 соборов, 50 монастырских церквей, 447 приходских и ружных храмов, 8 церквей домашних и при казенных заведениях, 2 единоверческих, 143 приписных и упраздненных, 33 кладбищенские церкви, 430 часовен и молельных домов. В 1850 г. в клире епархии состояли 8 протоиереев, 240 священников, 41 диакон, 368 причетников; в 1912 г.- 21 протоиерей, 355 священников, 53 диакона, 340 псаломщиков. Число монашествующих: в 1850 г.- 44 инока, 21 послушник, 17 инокинь; в 1912 г.- 162 инока, 58 послушников, 149 инокинь, 161 послушница.
В кон. XVII - нач. XVIII в. Архангельские архиереи управляли епархией через приказы: Судный (Духовных дел или Разряд), во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками, и Казенный, во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Местное управление осуществлялось старостами поповскими и десятскими священниками, соборные протопопы осуществляли надзор над духовенством десятин епархии. Особенностью управления в А. и Х. е. являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка приказных дьяков для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями. С кон. 20-х гг. XVIII в. функции приказов перешли к архиерейской канцелярии (с 1744 - консистория). С сер. XVIII в. управление на местах осуществлялось духовными правлениями во главе с соборными протопопами (в Вельске - до 1787, в Мезени, Пинеге - до 1847, в Холмогорах, Шенкурске - до кон. 60-х гг. XIX в.).
С 1868 г. проводились епархиальные съезды духовенства. На съезде, проходившем 10-24 июня 1917 г. в Архангельске, рассматривались вопросы, связанные с созывом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., обсуждались реформы епархиального управления. Съезд высказался за сохранение консистории при условии введения в ее состав выборных членов от духовенства и мирян, в будущем консисторию должен был заменить выборный епархиальный совет из представителей духовенства и мирян. Съезд высказался за выборность клира, передачу церковных школ в ведение Мин-ва народного просвещения, за свободу совести, против отделения Церкви от гос-ва. В соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. постановлением Временного правительства Северной обл. от 4 дек. 1918 г. в А. и Х. е. духовная консистория епархии была упразднена, ее функции были переданы новоучрежденному епархиальному совету, первое заседание к-рого состоялось 12 дек. 1918 г.
В 1723 г. архиеп. Варнавой (Волатковским) в Холмогорах была учреждена Славяно-русская школа с классами грамматики и пиитики, в 1730 г., после введения преподавания латыни, школа стала называться Славяно-латинской в ранге семинарии. При еп. Аароне (Еропкине); 1735-1738) школа была временно закрыта. В 1747 г. созданы классы риторики и логики, в 1780 г. введен полный курс ДС (богословие и философия, греч. и европ. языки), с 1870 г. преподавались карельский и зырянский языки. Ректор назначался с 1762 г. Первоначально семинария размещалась в разных зданиях в Холмогорах, в Архангельске, при Козьеручьёвском Спасском мон-ре (с 1744), в 1771 г. окончательно была переведена в Архангельск, с 1799 г. состояла при Михаило-Архангельском мон-ре, в 1812 г. получила собственное здание. Семинарский храм во имя св. ап. Иоанна Богослова освящен в 1862 г. ДС первоначально содержалась на средства архиерейского дома, с 1764 г. находилась на казенном окладе. Число учащихся: в 1723 г.- 39, в 1813-м - 250, в 1837-м - 92, в 1850-м - 86, в 1912 г.- 146. При семинарии находилась б-ка с богатым собранием рукописей XVI-XVII вв. и старопечатных книг.
В сент. 1809 г. в ходе реформы духовно-учебных заведений в А. и Х. е. были открыты Архангельское уездное уч-ще при семинарии и 10 приходских уч-щ (8 из них закрыли в 20-30-х гг. XIX в. из-за недостаточного числа учеников). В 1848 г. еп. Варлаамом (Успенским) было открыто Шенкурское уездное уч-ще (закрыто в 1870, возобновлено в 1889, в 1897 освящена училищная ц. во имя св. Артемия Веркольского, окончательно закрыто в 1900). Первоначально Архангельское и Шенкурское уездные уч-ща были разделены на старшее, среднее и младшее отд-ния, в 1867 г. они стали четырехклассными. В 1853 г. приходские уч-ща епархии были объединены с уездными. В 1870 г. при Архангельском ДУ был открыт подготовительный класс, в том же году введено преподавание карельского и зырянского языков. В 1837 г. в уездных уч-щах обучались 108 учеников, в 1850-м - 101, в 1912 г.- 213. В 1882-1885 гг. еп. Серапионом (Маевским) был открыт причетнический класс (закрыт ок. 1890). При Михаило-Архангельском мон-ре в 1893-1906 гг. существовала двуклассная псаломщическо-училищная школа, содержавшаяся на средства епархии.
2 окт. 1863 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще для девушек из духовного сословия (в 1863-1869 - четырехклассное с 4-летним курсом обучения). Преподавание общеобразовательных предметов велось по сокращенной программе, основное внимание уделялось занятиям рукоделием и обучению практическим навыкам преподавания. С 1869 г., согласно Уставу о епархиальных духовных жен. уч-щах 1868 г., оно было преобразовано в трехклассное с 6-летним курсом, в 1881 г.- в шестиклассное, в 1909 г.- в семиклассное. В нояб. 1894 г. при уч-ще открыта образцовая церковноприходская школа. С 1869 г. окончившие полный курс получали право на преподавание в качестве домашних учительниц. Число воспитанниц: в 1863 г.- 28, в 1899-м - 265, в 1912 г.- 315. Уч-ще содержалось на средства епархии.
В сер. 30-х гг. XIX в. в епархии были созданы первые церковноприходские школы, их число особенно возросло после издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах». В 1867 г. в епархии существовало 130 церковных школ, в 1880-м - 12, в 1902-м - 283, в 1913 г.- 256 (из них: 4 двуклассные, 251 одноклассная и школа грамоты). С 1896 г. в епархии создавались второклассные училищные школы, готовившие в основном преподавателей для школ грамоты (в 1913 в епархии действовали 3 училищные школы). Первоначально церковные школы содержались на средства епархии, с 1892 г. на их содержание выделялось пособие из казны. В 1893-1908 гг. почетным попечителем церковных школ епархии являлся св. прав. Иоанн Кронштадтский (всего им было собрано и пожертвовано ок. 150 тыс. р.), нек-рые школы носили его имя (в частности, в с. Сура). Первоначально в большинстве церковноприходских школ преподавало местное духовенство, с кон. 90-х гг. XIX в. увеличилось число светских преподавателей (в основном выпускниц епархиального жен. уч-ща). В 1909 г. при церковноприходских школах епархии существовали 244 б-ки, в ряде школ было организовано обучение ремеслам.
Духовные учебные заведения находились в ведении епархиального училищного совета (учрежден в 1884), во главе к-рого стоял ректор Архангельской ДС. К нач. XX в. училищный совет имел 5 уездных отд-ний, или наблюдательных округов (в 1888 - 9), во главе с уездными наблюдателями. В 1895 г. учреждена должность епархиального наблюдателя церковноприходских школ.
Начало миссионерской деятельности среди ненцев (самоедов) относится к 30-м гг. XVIII в., после издания манифеста императрицы Анны Иоанновны от 17 марта 1730 г. об усилении миссионерской деятельности среди староверов и инородцев-язычников. В 1784 г. еп. Вениамин (Краснопевков-Румовский) определил неск. ненцев для обучения в семинарию с целью последующего рукоположения. В 1823 г. была организована первая миссия к большеземельским ненцам. 5 авг. 1824 г. имп. Александр I утвердил «Правила» для обращения ненцев. В 1825-1830 гг. миссией руководил Вениамин (Смирнов), архим. Антониева Сийского мон-ря. Архим. Вениамин составил ненецкий алфавит и ненецко-рус. словарь, написал на ненецком языке краткое изложение правосл. веры и перевел почти все книги НЗ. За время его руководства миссией было крещено 3300 чел., новокрещеным давались льготы в уплате податей. В 1829 г. в епархии были учреждены первые инородческие приходы. В 1856 г. свящ. Иосиф Корелин составил краткую грамматику ненецкого языка, в 1873 г. свящ. Павел Михайлов опубликовал «Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка». В 1882 г. вышли в свет «Начатки христианского учения на корельском и русском языках».
Поморье вместе с подвинскими землями, входившими в Архангельскую епархию, со 2-й пол. XVII в. являлось одним из основных районов поселения старообрядцев. К нач. XX в. наибольшее распространение на территории епархии имели беспоповщинские (см. Беспоповцы) толки: поморское и филипповское согласия, аристовщина, аароновщина , федосеевцы, странники, новожены, в нач. XX в. появились общины Белокриницкой иерархии. Полемика со старообрядцами занимала важное место в пастырской деятельности первых Архангельских архиереев («Окружное послание» 1682 г. архиеп. Афанасия (Любимова), «Изъявление о двуперстном и триперстном знамении креста» 1711 г. архиеп. Рафаила (Краснопольского)), однако до сер. XIX в. борьба с расколом велась преимущественно адм. методами и не приносила существенных результатов. В 1854 г. еп. Варлаамом (Успенским) была учреждена противораскольническая миссия для Архангельского, Мезенского, Онежского и Кемского уездов, в 1856 г. открыта миссия для Холмогорского, Шенкурского и Пинежского уездов, в 1869 г. миссии объединили. 1 янв. 1884 г. были учреждены епархиальный миссионерский комитет и уездные комитеты, в 1894 г. комитет переименовали в комиссию по делам раскола, в 1908 г. преобразованную в миссионерский совет. В 1894-1895 гг. существовали должности противораскольнических миссионеров Кемско-Александровского и Мезенско-Печорского округов. С кон. 90-х гг. XIX в. проводились епархиальные миссионерские съезды.
Особое внимание уделялось миссионерской деятельности среди карел, со времени основания Выговского общежительства находившихся под сильным влиянием старообрядцев. Для противодействия влиянию раскола с нач. 30-х гг. XIX в. в карельские приходы назначались священники, владевшие карельским языком (в 1844 - 10 приходов), с 1905 г. проводилась сплошная катехизация карел.
21 нояб. 1893 г. был открыт Архангельский епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва во главе с епархиальным архиереем. Для перевода и издания книг на языках сев. народов, живших на территории епархии (саами (лопарей), карел, ненцев, коми-зырян), 28 июля 1894 г. при комитете была открыта переводческая комиссия, состоявшая из преподавателей семинарии и 4 священников и имевшая 4 уездных отд-ния. Комиссия составила азбуки для сев. народов, живших на территории епархии, перевела почти все книги НЗ. В 1893 г. на средства миссионерского об-ва были открыты 2 миссионерские школы, в 1896 г. существовало 6 миссионерских школ, в 1902-1913 гг.- 10. В нач. XX в. в Архангельске работали летние миссионерские курсы.
В XIX - нач. XX в. в А. и Х. е. активно действовало большое число правосл. церковно-общественных орг-ций, во главе к-рых стояли епархиальные архиереи. В 1823 г. учреждено попечительство о бедных духовного звания, в 1877 г. открыта эмеритальная касса, из к-рой выплачивались пенсии и пособия вышедшим за штат клирикам, а также вдовам и сиротам из духовного сословия. В 1879 г. для рассмотрения проповедей священников епархии и наблюдения за проповеднической деятельностью был учрежден проповеднический комитет. Целям правосл. воспитания населения служил учрежденный 28 мая 1898 г. Архангельский епархиальный комитет Палестинского правосл об-ва, занимавшийся организацией чтений и публикацией лит-ры о Св. земле, сбором средств на поддержку паломничества и Русской духовной миссии в Иерусалиме. 12 янв. 1899 г. учрежден возглавлявшийся ректором Архангельской ДС комитет по устройству религиозно-нравственных чтений, ведавший организацией платных чтений. Начиная с 1909 г. в ряде приходов были открыты кружки ревнителей Православия, занимавшиеся организацией бесед на религиозно-нравственные темы, в т. ч. с участием старообрядцев; на средства членов кружков открывались аптечки для оказания медицинской помощи.
В 1772 г. еп. Антоний (Герасимов-Зыбелин) начал сбор сведений о церковных древностях на территории епархии, в 1781 г. по предписанию еп. Вениамина (Краснопевкова-Румовского) в мон-рях епархии были заведены «памятные книги» (в приходских храмах и учебных заведениях аналогичные книги были заведены в 1822), в 1795 г. свящ. Лев Максимович составил «Подробное описание Архангельской епархии». В 1809 г. начато описание архива Холмогорского собора (окончено в 1874-1877), в 1822 г. последовало распоряжение о разборе архивов церквей епархии. В 1871-1876 гг. еп. Ювеналий (Карюков) предписал составить историко-статистическое описание мон-рей и церквей епархии. В 1886 г. еп. Нафанаил (Соборов) начал работу по созданию епархиального древлехранилища, для чего в дек. 1886 г. была образована комиссия (совет попечительства) под председательством свящ. В. И. Смирнова, задачей к-рой было собирание и описание памятников церковной письменности Архангельской губ., указом Святейшего Синода от 4 февр. 1891 г. комиссия была преобразована в Церковно-археологический комитет Архангельской епархии. В 1887 г. открыто епархиальное древлехранилище, работой к-рого руководил прот. Иустин Сибирцев (с дек. 1895 руководитель Церковно-археологического комитета). Древлехранилище располагалось сначала при архиерейском доме, с 1891 г.- в Михаило-Архангельском мон-ре. К 1917 г. в древлехранилище находилось ок. 800 рукописных и старопечатных книг, более 30 тыс. документов, свыше 700 предметов церковной утвари и народного быта. Комитет и древлехранилище были закрыты в 1920 г., собрания переданы в гос. музеи и архивы.
В XIX - нач. XX в. в А. и Х. е., как и в др. епархиях, создавались братства, многие из них играли важную роль в благотворительной, миссионерской и просветительской деятельности. 15 дек. 1884 г. было учреждено братство прп. Трифона Печенгского, занимавшееся сбором средств на восстановление Трифонова Печенгского монастыря. Для оказания материальной помощи неимущим учащимся Архангельской ДС, духовного уч-ща, епархиального жен. уч-ща в 1883 г. было учреждено братство св. ап. Иоанна Богослова при Архангельской ДС. 17 февр. 1908 г. создано Архангельское Беломоро-Карельское братство св. арх. Михаила для поддержки карельских приходов и борьбы с усиливавшейся после издания в 1905 г. закона о веротерпимости лютеран. и панфинской пропагандой. Одним из инициаторов создания братства был архиеп. Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), впосл. Патриарх Московский.
В 1906-1907 гг. на съездах правосл. деятелей Финляндской, Архангельской и Олонецкой епархий был выработан устав Православного Карельского братства во имя св. вмч. Георгия Победоносца, к-рое должно было действовать на территории 3 епархий (открыто 26 авг. 1907). Деятельность братства заключалась в поддержке карельских и кольских приходов, в противодействии старообрядчеству и лютеран. пропаганде, в миссионерской деятельности среди коренных жителей Карелии, в устройстве церковноприходских школ, в организации медицинской помощи населению. Средства поступали из взносов членов братства. 28 авг. 1907 г. в Кеми открыли Архангельское епархиальное отд-ние братства (впосл. Кемское отд-ние Совета братства) с издательской комиссией при нем, в 1909 г. была создана комиссия для составления алфавита карельских языков и перевода книг НЗ. Для координации действий Карельских братств собирались съезды с участием правящих и викарных архиереев 3 епархий.
В 1916 г. по инициативе еп. Нафанаила (Троицкого) обсуждался проект создания под рук. епархиального архиерея «Архангельского епархиального братства при Архангельском кафедральном соборе им. о. Иоанна Сергиева» для координации благотворительной и просветительской деятельности мон-рей, братств и учреждений епархии, возрождения приходской жизни и «молитвенного объединения архипастыря с паствой».
Начиная с 60-х гг. XIX в. в А. и Х. е. создавались многочисленные приходские братства, задачей к-рых было содействие приходскому духовенству, помощь школам, борьба с нищенством и «вредными» отхожими промыслами, устройство рабочих мест, материальная помощь нуждающимся, борьба с расколом. С 1870 г. в ряде приходов епархии были открыты церковноприходские попечительства. В 1870 г. в епархии существовало 10 попечительств, в 1875-м - 37, в 1912 г.- 245, было сделано пожертвований на 52 115 р. Наиболее крупное попечительство - Вонгское Пинежского у.- было основано в 1873 г., при нем существовали ремесленные мастерские и приют для крестьянских сирот. С кон. 90-х гг. XIX в. в ряде приходов учреждались об-ва трезвости, в круг их деятельности входила благотворительность, организация чайных, б-к, просветительская и воспитательная работа.
В годы первой мировой войны епархиальная благотворительная деятельность активизировалась. 21 авг. 1914 г. на съезде настоятелей муж. мон-рей в Михаило-Архангельском мон-ре был учрежден епархиальный лазарет для больных и раненых воинов, содержавшийся на отчисления от мон-рей и частные пожертвования, в 1917 г. открыли 2-й лазарет. В 1914 г. в ряде приходов были учреждены попечительские советы для оказания помощи семьям призванных на войну. 21 авг. 1915 г. постановлением консистории для координации помощи семьям ушедших на фронт и беженцам было учреждено епархиальное благотворительное об-во.
После Февральской революции, в нач. апр. 1917 г., как отд-ние обновленческого Всероссийского союза демократического духовенства и мирян возник «Союз объединенного духовенства г. Архангельска» (председатель - прот. Иоанн Попов), цель его деятельности - «поддержка православной веры и Церкви в новых условиях свободного демократического строя... осуществление в церковной жизни древних канонических начал церковной свободы и соборности и проведение в церковной жизни выборного начала». Совет Союза избирался епархиальным съездом духовенства и мирян.
Сразу после вступления Красной Армии в Архангельск в 1920 г. в течение неск. дней была закрыта бо́льшая часть правосл. храмов города, в марте закрыли семинарию, епархиальное жен. уч-ще. В февр. 1920 г. ВЧК разгромила архангельский «Союз объединенного духовенства», были арестованы десятки священнослужителей, в т. ч. временно управлявший А. и Х. е. с 1919 г. Пинежский еп. сщмч. Павел (Павловский), прот. Иоанн Попов, секретарь епархиального совета Соколов, приговоренные к расстрелу, к-рый был заменен 5 годами тюрьмы. В 1921 г. подвергся ссылке, к-рая продлилась до 1926 г., только что назначенный на Архангельскую кафедру еп. сщмч. Антоний (Быстров), 23 янв. 1931 г. он был арестован, скончался в архангельской следственной тюрьме 16 июля 1931 г. В 1933 г. был сослан назначенный на Архангельскую кафедру после ареста архиеп. Антония еп. Аполлос (Ржаницын).
В 1922 г. в результате кампании по изъятию церковных ценностей в Архангельской губ. было изъято 167 пудов 30 фунтов 58 золотников серебра, 15 фунтов 65 золотников золота, 2078 драгоценных камней. К 1 янв. 1923 г. все мон-ри епархии были упразднены, существовало 29 правосл. общин. В 1918-1933 гг., по неполным и неуточненным данным, было закрыто 247 церквей и часовен, снесено 16. К кон. 1943 г. в Архангельске богослужения совершались в 3 правосл. храмах, в большинстве районов области священников и действующих храмов не было.
В 1923-1944 гг. на севере России существовала обновленческая (см. Обновленчество) Архангельская епархия (в 1929-1937 Северный митрополитанский округ), ее первым епископом был Зосима (Сидоровский), последним - Мелхиседек (Николин).
В 20-30-х гг. XX в. на территории совр. Архангельской обл. (в 1929-1936 входила в Сев. край) находилось множество концлагерей - мест заключения и гибели мн. тысяч людей, в т. ч. духовенства и правосл. мирян. Крупнейшим лагерем архангельского Севера был Соловецкий (1923-1933, в 1933-1937 Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ), в к-ром к 1 янв. 1931 г. содержались 71 800 чел. В заключении в Соловецком лагере были архиеп. Александр (Толстопятов), архиеп. Алексий (Палицын), еп. Амвросий (Либин), еп. исп. Амвросий (Полянский), еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов), митр. исп. Анатолий (Грисюк), еп. исп. Афанасий (Сахаров), архиеп. Борис (Шипулин), еп. Василий (Беляев), еп. сщмч. Василий (Зеленцов), архиеп. Венедикт (Плотников), еп. Вениамин (Милов), еп. исп. Виктор (Островидов), еп. Гавриил (Абалымов), еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик), архиеп. сщмч. Захария (Лобов), еп. Игнатий (Садковский), архиеп. сщмч. Иларион (Троицкий), архиеп. Корнилий (Соболев), еп. Максим (Жижиленко), архиеп. Пахомий (Кедров), архиеп. сщмч. Прокопий (Титов), митр. Серафим (Мещеряков), свящ. Павел Флоренский и др. В Архангельске и Сев. крае в ссылке находились архиеп. Аверкий (Кедров), еп. сщмч. Герман (Ряшенцев) (после заключения на Соловках), митр. сщмч. Серафим (Чичагов), многочисленные представители белого духовенства. В 1930 г. в Котлас из Усть-Сысольска было переведено Управление северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН), организованное 28 июня 1929 г. и ликвидированное в июне 1930 г. (численность заключенных в УСЕВЛОН на 1 янв. 1930 составляла 20 276 чел.). Труд заключенных в основном применялся в районе Сев. Двины и на строительстве железной дороги Вятка-Котлас. В 1937 г. был организован Каргопольский лесозаготовительный лагерь, в 1938 г.- Архангельский промышленный. Множество заключенных прошло через Котласский пересыльный пункт.
В 1944-1995 гг. территория Архангельской епархии находилась в границах Архангельской и Мурманской областей и Коми АССР. К весне 1944 г. в епархии действовали 35 храмов, в 1955-м - 31 (в Архангельской обл.- 26, в Мурманской обл.- 4, в Коми АССР - 1), в 1987-м - 21 (в Архангельской обл.- 15, в Мурманской обл.- 2, в Коми АССР - 4), в 1995 г.- 114 храмов. В 1955 г. в клире епархии состоял 41 священник, 5 диаконов, в 1987-м - 30 священников, 8 диаконов, в 1995 г.- 93 священнослужителя.
В 60-70-х гг. XX в., несмотря на активную антирелиг. политику властей (в Мурманской обл. в 1960 было закрыто 2 храма из 4, власти запретили крестить детей), процент правосл. населения оставался высоким. В 1961 г. в Котласском р-не Крещение в правосл. храмах приняли 51,5% новорожденных, в Сольвычегодске за 1964 г. количество Крещений возросло на 30%, за 1970 г. в Архангельской обл. число треб возросло в городских храмах на 2%, в сельских - на 24%.
Активное возрождение церковной жизни в епархии началось в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. Трудами еп. Исидора (Кириченко), а затем его преемника еп. Пантелеимона (Долганова) были созданы правосл. общины в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Онеге, Каргополе, Шенкурске, Няндоме, Плесецке, Коноше, на Соловецких о-вах и во мн. поселках. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1991 г. возобновлено издание газ. «Архангельский епархиальный вестник». Постепенно возрождается жизнь мон-рей: в 1991 г. открыт Артемиев Веркольский муж. мон-рь, в 1992 г.- Антониев Сийский, в 1995 г. - Иоанно-Богословский женский монастырь, в 2000 г.- Кожеезерский в честь Богоявления Господня мужской монастырь. В 1998 г. еп. Тихон освятил архангельское подворье Соловецкого мон-ря.
10-15 окт. 1994 г. работал епархиальный семинар «Введение в православную педагогику». В 1995 г. в Архангельске был открыт заочный филиал ПСТБИ, в 2000 г. на 3 фак-тах филиала (богословско-пастырском, катехизаторском и педагогическом) обучалось более 30 чел. С 1995 г. епархиальным управлением совместно с Управлением образования администрации Архангельской обл., Отделом религ. образования и катехизации Московского Патриархата и Поморским международным ун-том им. М. В. Ломоносова проводятся Иоанновские образовательные чтения, посвященные памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского. В чтениях участвует духовенство епархии, руководители администрации области, профессора и преподаватели МДА и СПбДА, педагоги, светские ученые.
В кон. 1995 г. епархия была разделена на 3: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февр. 1996 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архим. Тихон (Степанов). За 5 лет его архиерейского служения (к 1 февр. 2001) клир епархии увеличился с 42 чел. до 106, количество приходов возросло с 53 до 93, число храмов - с 35 до 52, освящены 6 часовен. 30 дек. 1996 г. возобновила деятельность Церковно-археологическая комиссия А. и Х. е. (председатель - архим. Трифон (Плотников)), задачей к-рой является сбор, хранение и изучение памятников религ. и церковно-общественной жизни Архангельского края.
Епархиальное управление активно сотрудничает с администрацией Архангельской обл. 7 июля 1996 г., в праздник Рождества св. Иоанна Предтечи, губернатор Архангельской обл. А. А. Ефремов торжественно передал епархии собор во имя св. Иоанна Предтечи в Каргополе. В рамках соглашения между Управлением образования администрации области и Отделом религ. образования и катехизации А. и Х. е. о сотрудничестве в области образования (1996) клирики епархии проводят духовно-просветительскую работу в высших и средних учебных заведениях. В янв. 1997 г. создан епархиальный Отдел социального служения и благотворительности, при нем действуют благотворительные столовые, совместно с орг-цией «Норвежская церковная помощь» отдел оказывает помощь малообеспеченным прихожанам, собирая средства для закупки медикаментов в больницы, люди, находящиеся в местах лишения свободы, получают одежду и предметы первой необходимости. Епархия и Управление исполнения наказания УВД Архангельской обл. заключили совместное соглашение о сотрудничестве. В исправительных учреждениях области действуют 2 храма, 2 часовни, в каждом есть молельная комната. Проповедь Православия ведется в воинских подразделениях. Активно развивается приход в г. Мирном, где проживают семьи военнослужащих российского космодрома «Плесецк». В 1998 г. на о-ве Нов. Земля образован самый северный правосл. приход и открыт храм.
1 мая 1998 г., в день памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских, у стен Николо-Корельского мон-ря (ныне находится на территории ПО «Севмаш» Северодвинска) впервые после 1917 г. еп. Тихон совершил водосвятный молебен, с тех пор молебен совершается ежегодно 1 мая. 25 июля 1999 г. состоялось освящение закладного камня Михаило-Архангельского кафедрального собора Архангельска, 13 июля 2001 г. утвержден проект храма.
В июне 2000 г. священнослужители епархии совершили крестный ход, посвященный 2000-летию Рождества Христова, на пароходе «Н. В. Гоголь», прошедшем по Сев. Двине от Северодвинска до Котласа. Во время крестного хода устанавливали поклонные кресты, служили молебны, совершали таинства Крещения, Покаяния, Причащения. В окт. 2000 г. состоялась 10-дневная миссионерская поездка по Архангельской земле священнослужителей и студентов Белгородской миссионерской семинарии на специальном поезде с храмом-вагоном. За время поездки Крещение приняли 1874 чел., было совершено 9 литургий, за к-рыми причастились 180 чел., и 3 крестных хода по поселкам, прочитано 10 лекций духовно-нравственного содержания и организовано столько же концертов духовной музыки. Жителям области было передано ок. 5 тонн медикаментов, тысячи нательных крестов, икон и правосл. печатных изданий. В 1998-2001 гг. по благословению еп. Архангельского и Холмогорского Тихона неоднократно совершались миссионерские поездки по удаленным от церковных центров районам А. и Х. е., возглавляемые священниками и преподавателями ПСТБИ. В ходе этих поездок более 2 тыс. чел. приняли св. Крещение, на походных антиминсах совершались литургии, организовывались просветительские беседы с народом, концерты духовной музыки, проводились многочисленные исповеди и др. требы.
В февр. 2001 г. в А. и Х. е. проходили торжества, посвященные 5-летию преобразования Архангельской и Мурманской епархии в Архангельскую и Холмогорскую. Празднование открылось литургией в Илиинском кафедральном соборе, к-рую возглавил митр. Солнечногорский Сергий (Фомин), ему сослужили архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв), архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), архиеп. Верейский Евгений (Решетников), еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов). Впервые в истории епархии служили 5 архиереев. Еп. Тихон и настоятель Антониева Сийского мон-ря архим. Трифон (Плотников) были награждены гос. орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.
С 1996 г. А. и Х. е. участвует в деятельности международной христ. орг-ции «Совет по сотрудничеству христианских Церквей Баренц-региона». 26-29 мая 2001 г. в Архангельске состоялось очередное заседание Совета, в работе к-рого приняли участие более 20 представителей правосл. и лютеран. епархий России, Норвегии, Швеции, Финляндии. На заседании были подведены итоги культурного обмена, благотворительной деятельности на территории Сев. Европы, намечены дальнейшие планы. Члены Совета приняли участие в конференции «Этносы Баренц-региона: вместе в третье тысячелетие». Конференция проводилась в рамках совместного проекта «Истоки», участниками к-рого стали Поморский гос. ун-т, департамент образования администрации Архангельской обл. и Отдел религ. образования и катехизации А. и Х. е.
В А. и Х. е. продолжает развиваться сотрудничество со средствами массовой информации. На телеканале «Поморье» 2 раза в месяц выходит программа «Вера», рассказывающая о событиях в жизни епархии, на телеканале «ТВЦ-Архангельск» выходит программа «Православный взгляд». Архангельская студия канала «Общественное российское радио» совместно с епархией готовят программу «Просветитель». С 2000 г. в Антониевом Сийском мон-ре издается газ. «Духовный сеятель».
С особой духовной радостью жители Архангельской обл. воспринимают каждый визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1992 г. Святейший Патриарх возглавил торжества по случаю перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Соловецкий мон-рь, в 1997 г. вновь посетил Соловецкий мон-рь, по пути следования сделав остановку в Архангельске. 14 авг. 1999 г. Святейший Патриарх освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери и храмовый комплекс в пос. Урдома Ленского р-на, к-рый в годы репрессий был «перевалочным пунктом» для ссыльных. 21-24 авг. 2001 г. состоялся 4-й визит Святейшего Патриарха на Архангельскую землю. Патриарх Алексий II и Президент РФ В. В. Путин посетили Соловецкий мон-рь, где прошли Патриаршие богослужения с участием еп. Архангельского и Холмогорского Тихона и духовенства епархии.
В соборном Троицком храме Антониева Сийского мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Антония, почивают под спудом мощи прп. Антония Сийского. В Артемиевом Веркольском мон-ре почивают под спудом мощи прав. Артемия Веркольского. 13 июня 1998 г. Краеведческий музей Сольвычегодска передал РПЦ власяницу и вериги прп. Лонгина Коряжемского, хранящиеся ныне в храме во имя преподобного в Коряжме, день передачи мощей празднуется как День города. В Илиинском кафедральном соборе Архангельска находится одна из наиболее почитаемых святынь епархии - икона арх. Михаила, небесного покровителя Архангельской земли (написана в сер. XVIII в. уроженцем Пинежского у. Григорием Поповым). На юж. стене Соломбальского храма во имя свт. Мартина Исповедника в Архангельске находится икона Божией Матери «Скоропослушница», чудесным образом обновляющаяся и источающая миро, перед иконой служат молебны и поют акафисты. 20 нояб. 2001 г. в Архангельск была доставлена житийная икона Патриарха Московского свт. Тихона с частицами его мощей, помещена для почитания в Илиинский кафедральный собор. В мест. Туровец недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», существует источник, водой из к-рого на протяжении неск. веков и до наст. времени мн. люди вылечиваются от недугов.
В 2001 г. в А. и Х. е. было 4 действующих мон-ря: Антониев Сийский (близ с. Сия Холмогорского р-на, муж., основан в 1520 прп. Антонием Сийским, закрыт в 1920, возобновлен в 1992); Артемиев Веркольский (близ с. Веркола Пинежского р-на, муж., основан в 1645, закрыт в 1919, возобновлен в 1991); Кожеезерский в честь Богоявления (на оз. Коже Онежского р-на, муж., основан ок. 1552, в 1764 преобразован в приход, в 1853 в целях борьбы с расколом возобновлен, закрыт в 1920-1922, возобновлен в 2000; с 9 мар. 2017 г. относится к Плесецкой епархии); Иоанно-Богословский (в с. Лявля, жен., учрежден в 1995). 15 марта 2001 г. еп. Архангельский Тихон благословил создание монашеской общины Александрова Ошевенского мужского монастыря (основан в 1452-1469, закрыт в 1919) и организацию восстановительных работ(с 9 мар. 2017 г. относится к Плесецкой епархии). На территории Архангельской обл. расположен ставропигиальный (с 1764) Соловецкий муж. мон-рь в честь Преображения Господня.
В XIV - нач. XX в. на территории А. и Х. е. существовали след. мон-ри: архангельский во имя арх. Михаила (муж., основан в XII или 2-й пол. XIV в., закрыт ок. 1920); Вассианов каргопольский в честь Преображения Господня (муж., основан предположительно в XIV в., закрыт в 1920-1922); каргопольский в честь Успения Пресв. Богородицы (основан в XIV в. как муж., с 1649 жен., закрыт ок. 1920); кеврольский Воскресенский, на левом берегу Пинеги (муж., основан предположительно в XIV в., упом. до 1603, сыграл большую роль в просвещении Пинежского края); Чухченемский (Чухчеремский) Николаевский, на правом берегу Сев. Двины (муж., основан в XIV в., упразднен в 1752-1764); Сырьинская (Сыльинская) Успенская муж. пуст., между реками Мудьюгой и Кодьмой (основана в 1-й трети XVI в. прп. Кириаком (см. Кирилл Сырьинский), преобразована в приход до 1764); корельский во имя свт. Николая Мирликийского, в Северодвинске (муж., основан в нач. XV в., закрыт в 1920-1922); Емецкий Покровский, на р. Емце (упом. в 1584, первоначально муж., с 1613 жен., упразднен в 1760); Кодемская Троицкая муж. пуст., на р. Кодиме (основана в 1590 на месте явления иконы Св. Троицы, в 1764 обращена в приход); Моржегорская (Моржевская, Устьморжевская) Николы Великорецкого муж. пуст., на левом берегу Сев. Двины, у с. Моржегорского (основана во 2-й пол. XVI в., упразднена в 1727-1764); Клоновский (Клонов) Троицкий, на р. Кондрусе (муж., известен с XVI в., упразднен в 1727-1764); Красногорский Богородицкий, на р. Пинеге (муж., основан в 1603, закрыт в 1920-1922); Ущельская муж. пуст., в с. Ущелье на р. Мезени (основана до 1608 прмч. Иовом Ущельским, упразднена до 1764, возобновлена в нояб. 1901 как жен. община во имя св. Иова Многострадального, в дек. 1908 преобразована в мон-рь, закрыт в 1920-1922); Лявленский в честь Успения Пресв. Богородицы, при впадении р. Лявли в Сев. Двину (муж., упом. с 1610, в 1764 упразднен); Верхошеремская Вознесенская муж. пуст., в верховьях р. Шереньги (основана до 1613, в 1764 упразднена); Ламбасская Преображенская муж. пуст. (основана в 1615, в 1777 преобразована в приход); Козьеручьёвский Спасский, на правом берегу Сев. Двины (муж., основан в 1617 на месте явления образа Спасителя, в 1764 преобразован в приход); Пертоминский, на мысе Красногорский Рог в Белом м. (муж., основан в 1617 на месте обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, в 1764 упразднен, в 1778 возобновлен, закрыт в 1920-1922); Кривецкий, на левом берегу Сев. Двины (муж., основан до 1619, в 1764 упразднен); шенкурский Троицкий (основан в 1637 как муж., приблизительно с 1665 жен., в 1764 преобразован в приход, в 1779 возобновлен как муж., в 1865 вновь преобразован в жен., закрыт в 1920-1922); Уздринская (Узринская) Введенская муж. пуст., на реках Уздре и Пуе (основана до 1646, в 1764 упразднена); Верхопаденская во имя свт. Николая Чудотворца муж. пуст., на левом берегу р. Паденьги (основана в 1656 на месте явления чудотворной иконы свт. Николая (1620), в 1764 упразднена); Кий-Островский в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, на о-ве Кий Онежского зал. (муж., основан в 1656, закрыт в 1920-1922); Макариевская Предтечева муж. пуст., на оз. Юмзенском (основана в 1667, в 1779 преобразована в приход); Холмогорский Владимирский (жен., основан до 1672, упразднен в 1687); Холмогорский Успенский (жен., учрежден в 1688 взамен упраздненного Владимирского мон-ря, до 1798 назывался Успенский на Курцове, в 1786 издан указ об упразднении мон-ря, к-рый не был исполнен, закрыт в 1920-1922); Сёмженские кельи, жен. скит ок. р. Сёмжи (основан во 2-й пол. XVII в. старообрядческими инокинями Евфимией и Павлой, до нач. XX в. старообрядческий, в нач. XX в. заселен правосл. монахинями, в 1901 приписан к Ущельской общине); Новоземельский Николаевский муж. скит Корельского мон-ря, на о-ве Нов. Земля (основан в 1882, закрыт в 1920-1922); Святоезерский Николаевский муж. скит Артемиева Веркольского мон-ря, на берегу Святого оз. (основан в 1885, закрыт в 1920-1922); Николаевский муж. скит, на Югорском Шаре, приписной к Артемиеву Веркольскому мон-рю (основан в 1890, к 1893 насельники погибли от цинги); Сурский во имя святого апостола Иоанна Богослова, в с. Сура Пинежского р-на (жен., основан прав. Иоанном Кронштадтским в 1899 как жен. община, закрыт в 1920-1922, возрожден постановление Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г.); Ямецкий, в Онежском у. (учрежден в авг. 1908 как жен. община, закрыт в 1920-1922).
Архиереи: архиеп. Афанасий (Любимов; 18.03.1682 - 6.09.1702), митр. Парфений (Небоза; назначен 3.12.1703, † 2.01. 1704 на пути в епархию), архиеп. Сильвестр (Крайский; 11.03.1705-1707), еп. Рафаил (Краснопольский; 21.02.1708 - 4.11.1711), архиеп. Варнава (Волатковский; 24.08.1712 - 8.10.1730), архиеп. Герман (Концевич; 2.05.1731 - 25.07. 1735), еп. Аарон (28.12.1735 - 7.05. 1738), еп. Савва (Шпаковский; 18.02. 1739 - 30.07.1740), архиеп. Варсонофий (13.07.1740 - 6.11.1759), еп. Иоасаф (Лисянский; 2.12.1761 - 1.05.1769), еп. Антоний (Герасимов-Зыбелин; 10.10. 1770 - 9.07.1773), еп. Арсений (Верещагин; 22.12.1773 - 1.04.1775), еп. Вениамин (Краснопевков-Румовский; 1.04. 1775 - 26.10. 1798), еп. Аполлос (Байбаков; 26.10.1798 - 14.05.1801), еп. Евлампий (Введенский; 29.06.1801 - 16.04. 1809), еп. Парфений (Петров; 6.06. 1809 - 22.07.1819), еп. Иосиф (Величковский; 9.10.1819 - 3.07.1821), еп. Неофит (Докучаев-Платонов; 15.08.1821 - 8.06.1825), еп. Аарон (Нарциссов; 14.02. 1826-1830), еп. Георгий (Ящуржинский; 16.08.1830 - 3.06.1845), еп. Варлаам (Успенский; 30.06.1845 - 4.12. 1854), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Фёдоров; 17.09.1854 - 15.02.1855, временно управлял епархией), еп. Антоний (Павлинский; 18.12.1854 - 20.06. 1857), еп. Александр (Павлович; 17.11. 1857 - 13.09.1860), еп. Нафанаил (Савченко; 13.09.1860 - 17.08.1871), еп. Ювеналий (Карюков; 17.08.1871 - 25.12. 1876), еп. Макарий (Миролюбов; 25.12. 1876 - 23.05.1879), еп. Нафанаил (Соборов; 23.05.1879 - 6.03.1882), еп. Серапион (Маевский; 6.03.1882 - 16.02. 1885), еп. Нафанаил (Соборов; 16.02. 1885-1890, повторно), еп. Александр (Закке (Заккис); 3.06.1890 - 16.04. 1893), еп. Новгород-Северский Сергий (Соколов; 30.09.1892 - янв. 1893, временно управлял епархией), еп. Никанор (Каменский; 16.04.1893-1896), еп. Иоанникий (Надеждин; 10.02.1896 - 7.02. 1901), еп. Иоанникий (Казанский; 7.02. 1901 - 31.10.1908), еп. Михей (Алексеев; 31.10.1908 - 17.04.1912), еп. Нафанаил (Троицкий; 17.04.1912-1921), еп. Пинежский, вик. Архангельской епархии, сщмч. Павел (Павловский; 1919-1920, временно управлял епархией), еп. Антоний (Быстров; 1921-1922), еп. Софроний (Арефьев; 1924-1926, временно управлял епархией), архиеп. Антоний (Быстров; 1926 - 16.07.1931, повторно), еп. Аполлос (Ржаницын; 3.11.1931-1933), архиеп. Никон (Пурлевский; 19.10.1933 - 23.05.1937), еп. Иоанн (Соколов; 23.05. 1937-1939), еп. Михаил (Постников; назначен в февр. 1944, от назначения отказался), архиеп. Леонтий (Смирнов; 6.05.1944 - 28.01.1953), еп. Вологодский Гавриил (Огородников; 28.01.1953 - 4.12. 1953, временно управлял епархией), еп. Феодосий (Коверницкий; 4.12.1953-1956), Никандр (Викторов; 17.03.1956-1961), архиеп. Иннокентий (Зельницкий; 16.03.1961 - 16.11.1962), еп. Поликарп (Приймак; 16.11.1962 - 27.01.1966), еп. Никон (Фомичёв; 18.02.1966-1977), еп. Исидор (Кириченко; 18.06.1977 - 12.05.1987), еп. Пантелеимон (Долганов; 17.05.1987 - 27.12.1995), еп. Тихон (Степанов; с 4.02.1996 - 20 окт. 2010), митр. Даниил (Доровских; с 24 дек. 2010).